Ондозеро

ОндозероПонравилось большое Ондозеро, в которое впадает река Онда вблизи деревни Ондозеро. От ближайшей железнодорожной станции Сегежа до озера километров сорок.

30 мая вдвоем с товарищем который часто посещает сайт http://nasekomyh.ru/category/pauki/ выехали поездом «Арктика» из Москвы. Вечером следующего дня, прибыв на станцию Сегежа, спросили, как добраться до деревни Ондозеро. Оказалось, что до нее километров сто шестьдесят. Надо сначала доехать поездом до станции Кочко-ма, а затем автобусом до деревни.

Мы решили добираться кратчайшим путем. Сегежа — райцентр. Нашли такси и попросили довезти нас до озера. Однако выяснилось, что можно доехать лишь до Валдозера, которое находится на полпути к Ондозеру.

Белой ночью прибыли в поселок Валдозеро. Нашли ночлег, поужинали, выспались. Утром позавтракали в столовой лесозаготовителей, сели вместе с рабочими в грузовик и поехали дальше.

Километров через десять автомобильная дорога кончилась. Рабочие ушли в лес, а мы с рюкзаками, удочками, палаткой и другим скарбом пошли по дороге, проложенной гусеничным трактором. Для проезда сделаны гати. Остальная дорога грунтовая, размокшая.

Сначала шли в ботинках, потом пришлось надеть резиновые сапоги. День выдался солнечный, было очень жарко. На деревьях полопались почки. Вокруг тайга. Дико и немного страшно. Ружья нет. Рабочие предупреждали, что можно встретиться с медведем.

Пройдя километров десять, мы увидали справа воду. Это было какое-то озерко. Прошли еще километра два и вышли к большой воде — к Ондозеру. Здесь река Онда вытекает из него, а там, куда мы следуем, она впадает. Впереди сорокакилометровый путь по озеру. Мы обрадовались возможности увидеть все озеро от начала до конца.

Место оказалось обжитое: на берегу идут лесозаготовки, есть столовая для рабочих. Мы пообедали и стали хлопотать о дальнейшем пути. По озеру ходят катера, но сегодня их не будет. Прибудут через несколько дней — привезут плоты (кошели), тогда обратным рейсом заберут нас. Ждать нам не хотелось. Здесь же недалеко у берега мы увидели большую лодку. Два карела собирались отчаливать, но у мотора «Москва» помпа отказала. Напрасно мы пытались ее починить. Пришлось вчетвером идти на веслах.

К вечеру добрались до Перепуска.

ОндозероПерепуск — это место на Ондозере, где оно разделяется островом на две протоки. Кошель по протоке не проходит— узко. Приходится разбирать его и перепускать лес через узкое место, потом снова собирать кошель и плыть дальше.

На берегу стоит рубленый домик-приют для рыболовов и охотников. Внутри железная печь, кровать, стол. Нашлись и хозяева. Старик Нестор Васильевич с женой приехали издалека на подводе, чтобы наловить на зиму рыбы для семьи. Нас, четверых гостей, радушно принимали, угощали ухой, икрой, лещом, сигом, щукой.

Наступила белая ночь. Захотелось перед сном хоть чуть-чуть порыбачить. Сели в лодку и выехали на середину протоки. Блеснили спиннингами минут пять и поймали щуку.

Утром Нестор Васильевич принес глухаря и предложил нам его сварить или зажарить. Мы отказались от такого щедрого подарка, лишь взяли на память хвост и крылья.

В полдень отправились дальше. К вечеру прибыли в Каргубу. Развели у воды костер, поужинали и пошли в поселок. Переночевали в общежитии лесозаготовителей, а утром сели на катер, уходящий в деревню Ондозеро. С катера мы видели острова, заросшие лесом, вдали кое-где блестели берега от еще не успевших растаять льдин. Километров через пятнадцать показалась деревня. Нашли дом рыбака Макарова, где и поселились.

В наших рассказах о поездке в Карелию некоторые знакомые надеялись услышать, по скольку мешков или пудов рыбы мы наловили. Но нам было достаточно полкилограмма рыбы на уху. Причем рыбы мелкой — плотвы, окуня: она слаще. На обилие рыбы в Карелии мы только смотрели, любовались красотами природы, ее чистотой, целомудренностью и тишиной. Если мы ловили иногда лишнее, то отдавали лесозаготовителям.

ОндозероВ деревне рыбачили с моста. У нас были поплавочные удочки и спиннинги. Спиннингом ловили щуку и окуня, удочкой — плотву, язя и окуня. Насадка — червь, но его в Карелии трудно найти. На хлеб, кашу, муку, личинку короеда нам не удавалось ничего поймать.

Стояли белые ночи. Времени свободного у нас было много. Хозяин наш Никифор Васильевич — рыбак, снабжающий ОРС рыбой. На озере у него расставлены сети. Улов (лещи, щуки, налимы, язи, окуни, плотва) привозит на моторной лодке и загружает в ледник примерно по полтонны ежедневно. В этом трудном деле ему помогают сыновья. Из ОРСа каждый день приходит грузовик и забирает корзины с рыбой.

Несколько раз рыбак брал нас с собой на лов. Впечатление незабываемое: золотистый лещ весом 4—5 килограммов вырывался из рук старика и медленно исчезал в глубине. Старик сердился.

После таких походов на завтрак был лещ, сваренный в молоке. Лакомство необыкновенное.

Леща, засоленного кусками в бочке, карелы называют салом. И действительно, очень похожи на сало розовые, полупрозрачные жирные куски. У лещей толстые спинки золотистого цвета. Под Москвой и на Днепре мы таких не видели. Наши плоские, белые и тощие.

Однажды Никифор Васильевич решил показать нам тоню, для чего нас и сыновей своих повез на озеро. Но увы! Старый мастер-рыбак не смог ничем нас удивить: невод пришел совсем пустой. Наверно, рыба была у берегов.

Макаров говорил, что иногда в летнюю жару рыба уходит куда-то, и сети стоят пустые. Тогда рыбаки смотрят, где на озере рябит вода от косяков окуней. Заезжают в косяк и блеснят. За день рыбак налавливает на блесну до 250 килограммов окуня.

Светлой ночью по озеру плавают дикие утки. На голых деревьях темными шапками сидят спящие тетерева. Днем на берегу бегают кулики. Охотников не видно. Если есть у карелов интерес к дичи, то только к глухарям.

ОндозероТуристам надо знать, что в Карелии много гадюк. Необходима осторожность. Особенно если приходится жить в палатке. Лодку лучше привезти с собой.

Продукты московские нам не понадобились: все можно купить на месте.

Люди в Карелии радушные, гостеприимные, чистосердечные, очень скромные и милые. Кто бывал в Карелии, тот никогда не забудет встреч и бесконечных бесед с ними.

Обратно от деревни Ондозеро доехали автобусом до Кочкомы. Это километров сто. По дороге видели много озер и деревень. В любом месте можно остановиться и наслаждаться природой.

В Кочкоме взяли билет на поезд Мурманск—Москва и через сутки были дома.