Спасительные торосы

Мне, признаться, не доводилось читать в периодике материалов о рыбалках на Чукотке. Между тем она имеет свои особенности. Погода на Крайнем Севере малопредсказуема и зачастую не соответствует предварительным прогнозам, передаваемым по местным СМИ. Возможно, кому-нибудь из начинающих любителей подледной рыбалки, попавшим в подобную ситуацию и на материке, а может быть, и планирующим приезд на Север, пригодятся мои советы. Возможно, что и бывшие «северяне», уехавшие в разное время на постоянное жительство в более обжитые районы России, с удовольствием прочтут мою статью, вспомнив что-нибудь свое. Речь пойдет о спасительных торосах.

Приехав в январе 2001 года на Чукотку, я при знакомстве с коллегами по работе первым делом поинтересовался подледной рыбалкой, поскольку родился и какое-то время прожил на Урале, где стал в достаточной мере опытным рыболовом. Выяснил, что главный трофей на Анадырском лимане, где на живописнейшем берегу северной тундры расположена чукотская столица, зимой является белая рыбка — корюшка.
Расскажу о своих первых шагах в анадырской рыбалке при практически нулевой видимости — таков здесь местный колорит. Занятие это весьма эмоциональное.

Спасительные торосы

Мой новый коллега но имени Михаил пообещал в ближайшие же выходные взять меня на рыбалку, объяснив, какие используются снасти для ловли корюшки, как одеться и что желательно взять с собой. И вот 4 февраля около 9 часов утра мы встретились возле моего дома. С нами пошел еще Николай, знакомый . Михаила, опытный, по местным меркам, рыболов, про которых говорят: «И в тазике поймает».

Метеопрогноз на сутки для рыбалки был приемлемым — ожидался снег с низовой метелью. Я и представить себе не мог тогда, что нас ожидало через ближайшие 2-3 часа.

Двинулись на лиман. К месту рыбалки пришлось идти примерно с километр от морского порта, краны которого служат маяком для всех находящихся на лимане и далеко за пределами ближайших сопок — их вершины видны на расстоянии нескольких десятков километров от города.

Мы находились практически на фарватере, береговая линия была в пределах видимости. Просверлили по две лунки ледобуром Николая, изготовленным в морпорту местными умельцами. Кстати сказать, это оказался весьма надежный, удобный и чрезвычайно живучий ледобур. Расположились в 3-5 м друг от друга.

Кто-то из находившихся на лимане рыболовов использовал для сидения раскладной стульчик, кто-то — ящик из-под стеклотары, но в основном люди сидели на коленях, подложив под них либо картон, либо кусок кошмы.

Периодически взмахивая удочкой-«махалкой», я внимательно смотрел на кивок, боясь пропустить поклевку, и одновременно наблюдал за своими новыми знакомыми, стараясь подметить, как они ловят корюшку.

Ага, вот и у меня «процесс пошел» — первая серебристая красавица выскочила из лунки, обдав брызгами соленой морской воды. И при этом распространился запах свежего огурца, словно сорванного с грядки в деревне. Я ликовал. Вы меня, уважаемые читатели, конечно же, поймете.

Вот уже рядом с лункой образовалась горка частично заметенной снегом и уже замороженной рыбы. «Азарт» -как много в этом слове… Особенно на рыбалке, особенно зимой, когда мороз и ветер нипочем. Внимание сосредоточено лишь на кивке, а когда вникнешь в суть самой ловли, то не надо и на кивок смотреть — корюшка клюет так, что поклевка сразу же передается к руке, и подсекаешь уже интуитивно, лишь почувствовав натяжение по леске. Начинается своеобразное соревнование между сидящими рядом, сопровождающееся шутками и подначиваниями при сходе рыбы или вылове, бычка- рыбешки под названием керчак.

Но чукотская рыбалка тем и отличается, что необходимо периодически посматривать на горизонт, за пределы своеобразного «пятачка» рыбалки. И, вот он, ветер-«южак»! Уже набирает силу! Вокруг тебя образуется снежный нанос.

Сосед, стоящий рядом, в метре от тебя, уже практически не виден, а рыба, словно чумная, клюет уже без всякой насадки, отчаянно хватая голые крючки фосфоресцирующей блесны. И в этот момент начинаешь задумываться: а в какой стороне берег? Может быть, уже пора идти к дому? А где лежит ледобур? Он важен в качестве ориентира для обратного движения.

Дальнейшего поворота событий никто из присутствующих не ожидал. Если желаете представить подобную ситуацию, вспомните фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки». Николай сразу предупредил: главное — не паниковать, от него не отходить ни на шаг, а уж он-то знает правильное направление. И при этом самонадеянно заметил: «Дойдем, не в первый раз, скоро прояснится, погода наладится».

Втроем мы направились к берегу Но к какому? У меня тогда даже страха не возникло, вот что значит новичок на Севере. Хотя чего греха таить, неприятные мыслишки проскакивали, особенно после разговоров о том, кто, когда и при каких обстоятельствах заблудился в пургу и навсегда растворился среди бескрайних и безмолвных просторов тундры. Это сегодня, по прошествии времени, я могу вспоминать произошедшее тогда на лимане с улыбкой, а в тот момент было все по-иному.

Минут через двадцать ходьбы нам повстречалась группа из 6-7 рыболовов, за последним брела, понуро поджав хвост, собака непонятной породы. Со слов одного из них, наш берег находился в противоположной стороне. Мнения высказывались различные, и Николай с Михаилом решили идти и выбранном ранее направлении, как впоследствии и оказалось, совсем напрасно. А я с группой встретившихся рыболовов направился в другую сторону.

По пути нам встретился рыболов на снегоходе «Буран», он пытался по компасу определить направление движения, но в, наших условиях, причем именно в данной местности, при такой погоде компас не помощник. Я сам лично наблюдал, как стрелка компаса вращается в разные стороны, гак и не указав основное направление — на север. Ученые объясняют это магнитными аномалиями либо еще чем-то в этом роде.

Через какое-то время нам повстречался чукча, на наш вопрос, правильно ли мы идем, он сказал, что морской порт находится в ином направлении, и через мгновение скрылся в снежной пелене. Я успел спросить у него, как он определяет правильное направление. Он ответил:

— Смотри под ноги, ориентируйся по расположению торосов, которые остаются после закрытия навигации.

Поясню, что последний корабль заходит в порт Анадыря, когда лиман практически полностью скован льдом. При выходе корабля из акватории образуются разломы и нагромождения из льда — торосы. Именно они и служат отличнейшим ориентиром в создавшейся обстановке.

Двигаясь вдоль линии торосов, чукча уверенно шел к порту. Мы же брели наугад и лишь по счастливой случайности после 4-часовой «прогулки» по лиману добрались до нашего берега, к месту, расположенному в полукилометре от морского порта.

Очутившись в безопасности, люди быстро пришли в себя, начали обсуждать, у кого какой улов, на какие блесны лучше клевало, про метель как будто и забыли. А для меня этот случай навсегда остался в памяти. Приходилось еще не раз попадать в подобную ситуацию, ходить кругами по лиману в пургу, но, вспоминая про торосы, я сразу же определял правильное направление и всегда благополучно добирался до берега.

Михаил с Николаем тоже тогда выбрались из снежного плена, но вышли на наш берег в месте, расположенном почти в 3 км от порта.

Главное в подобной ситуации — никогда не впадать в отчаяние. Желательно оставаться на месте, используя в качестве укрытия плащ-накидку на ледобуре или другие подходящие предметы, и пережидать стихию.

Г.Чудов.Взято из журнала «РЫБОЛОВ»